Транспорт

Транспортная инфраструктура любой беспроводной сети связи определяет многие базовые возможности этой сети, такие как пропускная способность, гибкость, масштабируемость, совместимость с теми или иными сервисами и разнообразным оборудованием, на базе которого построены отдельные сетевые элементы. Основная задача «транспорта» — увязать воедино отдельные узлы и системы сети, обеспечив коммуникации между ними. В конечном счёте, во многом от транспортной сети зависит, насколько быстро и надёжно будет походить обмен информации внутри сети и запросы конечного ее пользователя на участке от базовой станции до магистрального канала связи.

С каждым новым поколением связи подход к построению транспортной составляющей сети видоизменяется. Эти изменения диктуются спецификациями новых стандартов и потребностями абонентов операторов. Так, при появлении сетей 3G, в значительной степени ориентированных на услугу передачи данных, было необходимо увеличивать пропускную способность и учитывать существенное уменьшение вклада голосовых услуг в общий трафик сети. Сети LTE нуждаются в еще большей пропускной способности, а голосовые услуги в рамках этого стандарта оказываются на совершенно ином принципе, по сравнению с сетями 3G: вместо коммутации каналов за основу взят принцип коммутации пакетов (IP-телефония, VoIP). Так как стандарт LTE позволяет оказывать услуги мобильного широкополосного доступа со скоростями в десятки Мбит в секунду, пропускная способность транспортной сети LTE должна измеряться десятками Гбит в секунду. Кроме того, транспортная сеть оператора LTE должна быть приспособлена к тому, что на базе единственного, по сути, сервиса передачи данных одному и тому же клиенту могут оказываться различные услуги, каждая из которых может иметь свой приоритет.

Каждый элемент сети при пропускании и обработке сигнала немного его задерживает. Хорошая, неперегруженная сеть 3G характеризуется задержками (ping) около 100 мс. Такой временной лаг достаточно велик для того, чтобы вклад в него со стороны транспортной составляющей сети считать незначительным. В LTE-сети задержки уменьшаются 4–6 раз, влияние на размер этой величины со стороны транспортной инфраструктуры вырастает, а одновременно увеличиваются и требования к ней.

Серьёзные изменения претерпела сама структура сети LTE. Все подсистемы LTE-сетей взаимодействуют по IP-протоколу, часть узлов и протоколов обмена информации между ними упразднена. К примеру, аналога контроллера сети доступа (базовых станций), обязательного в сетях GSM и 3G, в LTE-сети нет: функции этого элемента взяли на себя сами базовые станции, которые обмениваются между собой информацией. Так же изменен и процесс шифрования передаваемых данных: в сети LTE за это самостоятельно отвечает каждая из базовых станций, а в сети 3G — упомянутый контролер сети доступа.

Каждый оператор, развивающий сеть LTE, должен планировать характеристики транспортной инфраструктуры под свои нужды, соотнося свой выбор с собственной стратегией развития и прогнозируя рост нагрузок. Такой качественный анализ, в том числе, не возможен без заглядывания на несколько лет вперед, учёта развития технологий, абонентских устройств и пользовательских предпочтений.